С целью контроля реализации
программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения
программы, который проводится 2 раза в 1
классе (декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО
классных руководителей.
Формы и средства контроля
-
Диагностика нравственной воспитанности по
методике М.И.Шиловой;
-
Анкета
«Необитаемый остров»; «Настоящий друг»
(А.С.Прутченков);
-
Методика
– тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
-
Методика
определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-
Проектная
методика «Автопортрет»;
-
Конкурс
рисунков «Я и мой класс»;
-
Изучение
удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
-
Социометрия;
-
Определение социальной активности школьника по
методике Е.Н.Степанова;
-
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши
отношения» (Л.М.Фридман);
-
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П.
Капустиной);
-
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е.Щурковой).
Критерии
|
Индикатор
|
Измеритель
|
Обретение
чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
|
Имеет четкое представление
о принадлежности к РФ
|
Анкета
|
Испытывает чувство
гордости за родную страну
|
Анкета, педагогическое
наблюдение, педагогический анализ
|
|
Имеет представление о
понятии «гражданин»
|
Анкета
|
|
Имеет начальные
представления о правах, свободах и обязанностях человека
|
Анкета, анализ творческих
работ, собеседование
|
|
Сформированность
моральных норм и правил поведения
|
Соблюдает моральные нормы
и правила поведения
|
Методика изучения уровня
воспитанности, наблюдение педагогов, родителей
|
Ценностное отношение к
учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной
и личностно-значимой деятельности
|
Имеет ценностную установку
«Учение», «Труд»
|
Методика изучения
ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты
выполнения проектных работ
|
Участвует в
общественно-полезной деятельности
|
Мониторинг участия в
общественно-полезных делах, акциях
|
|
Ценностное отношение к
природе, окружающей среде
|
Имеет ценностную установку
«Природа»
|
Методика
изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты
выполнения творческих и проектных работ
|
Ценностное отношение к
прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах
|
Имеет ценностную установку
«Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям,
концертам, выставкам, музыке.
|
Методика изучения
ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио
обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
|
Ценностное отношение
к семье, старшему поколению
|
Имеет ценностную установку
«Семья», начальные представления об
этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями
|
Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы
родителей
|
Развитое социальное
партнерство
|
Степень участия и
эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования
|
Анализ воспитательной
работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся
|
Данная программа ориентирована на формирование и
развитие следующих универсальных учебных действий.
Ученик научится:
Личностные: самоопределение:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе
положительного отношения к школе;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Нравственно- этическая
ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
-
этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная
отзывчивость.
Регулятивные: планирование:
-
применять установленные правила в планировании способа решения;
-
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные: общеучебные:
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
использовать общие приемы решения задач;
-
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-
ставить и формулировать проблемы
Коммуникативные: инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы: обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество
планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером
взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания.
управление коммуникацией:
-
определять общую цель и пути ее достижения;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- координировать и принимать
различные позиции во взаимодействии.
Ученик получит возможность научиться:
Личностные: самоопределение:
-
гражданская идентичность в форме осознания «Я» - гражданин России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю;
-
осознание ответственности человека за общее благополучие- гуманистического
сознания;
-
социальной компетентности кК готовности к решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки
адаптации в динамично изменяющемся мире.
Нравственно- этическая
ориентация:
-
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций;
- гуманистических и
демократических ценностей многонационального российского общества.
Регулятивные: планирование:
-
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учетом конечного результата;
- адекватно использовать
речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные: общеучебные:
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
- самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество:
-
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач
планирование учебного сотрудничества:
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять цели, функции
участников, способы взаимодействия
взаимодействие:
-
строить монологическое высказывание;
- вести устный диалог в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать
собеседника
управление коммуникацией:
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех участников.
Конечным результатом реализации
программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание
обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств
ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к
знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная
личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Работа с родителями в процессе
реализации программы
Оценка и коррекция развития этих и других личностных
результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе
постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Формы психолого-педагогического просвещения
·Лекция (форма,
подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Практикум
(форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,
эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление
родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания,
требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов,
вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные
тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление
о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные
консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с
семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы
преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо
проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к
консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут
планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация
должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего
контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность
рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной
обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с
ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи
(индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа,
осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными
направлениями, задачами, итогами работы.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в
год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование
воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы,
рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает
родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год
без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями
друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства
собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями
ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми
разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого
себя, свой внутренний голос.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями,
которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с
собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В
родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность
тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится
с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными,
если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать.
Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает
возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще
раз детские впечатления.
С большим интересом родители
выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка»,
«мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей
семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и
формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде
ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители.
На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные
мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает
мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают
учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее
близка к правильной их трактовке.
И
традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя
с родителями учеников
ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность,
входящую в современную культурную жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий